Использование здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности младших школьников

 
Притчина

Татьяна Владимировна

учитель начальных классов гимназии №13

города Новосибирска

 

 

сайт гимназии

Использование здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности младших школьников

 

Скачать версию проекта "Школа Здоровячка" для печати

 

Презентация по данной теме

 

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым».

Ж.-Ж. Руссо

Наше будущее – наши дети, а состояние их здоровья – надежный индикатор качества здоровья нации в целом.

 

В своем уставе Всемирная организация здравоохранения рассматривает понятие здоровье не только как биологическую, но и как социальную категорию: «Здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие».

 

Современной школе необходимо решать одну из главных проблем - формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья, приобретению ими знаний и практических умений, способствующих пробуждению в детях желание заботиться о своем здоровье.

 
 

В настоящее время ведется поиск методов оздоровления детей в условиях школы. По мнению таких исследователей как Н. К. Смирнов, В. Д. Сонькин, Ю. В. Науменко и другие, для сохранения и укрепления здоровья учащихся должны использоваться эффективные и несложные в осуществлении методы, обеспечивающие максимально полный охват, и в то же время не нарушающие воспитательно-образовательный процесс в школе. Однако Л.Г. Качан считает, что задачи здоровьесбережения невозможно решить без совершенствования содержания образования. Формирование ценностного отношения к здоровью наиболее результативно решается в младшем школьном возрасте через внедрение здоровьеобразовательного компонента в содержание учебных программ, наполнение учебного плана валеологическим содержанием [4].

 

По мнению М. Г. Романцова, психолого-валеологические и педагогические подходы к проблеме здоровья и развития личности необходимо рассматривать на основании принципов комплексности, системности, непрерывности, используя социально-психологические, психофизиологические характеристики личности с учетом возрастной периодизации и особенностей психосоматической конституции [3].

На начальной ступени образования в гимназии №13 города Новосибирска (начальное общее образование) согласно ФГОС НОО педагоги работают по формированию знаний, установок, личных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.

В МБОУ гимназии № 13 формирование культуры здорового образа жизни детей решаются последовательно. Внедряются интерактивные технологии, проектно-исследовательское и проблемное обучение, формы и способы взаимодействия с родителями.Опираясь на опыт, приобретенный на уроках окружающего мира, литературного чтения, физической культуры,модели организации внеурочной деятельности «Школа выживания» (разработана учителями начальных классов Кравец Т.Н., Афонасовой О.В.), педагог имеет возможность развивать у обучающихся потребность в самовоспитании культуры безопасного поведения. Нам важно с воспитательной точки зрения организовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми и их родителями жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем как в гимназии на уроках, так и дома, в кругу семьи. Это происходит благодаря разработанной модели организации внеурочной деятельности «Школа Здоровячка».

 

 

Необходимость создания и ведения данного курса обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема безопасного поведения, здоровьесохранения и здоровьефоромированиямладших школьников актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов, общественность тревожит проблема безопасного поведения обучающихся на улице, дома. Важно, чтобы просвещение среди детей младшего школьного возраста было своевременным и доступным. Необходимо вовремя сформировать ответственность за свое поведение и здоровье. В Федеральных государственных образовательных стандартах заложены две концептуальные вещи: программа духовно-нравственного развития и программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Цель этих программ - сформировать поведенческие стереотипы здорового образа жизни, поэтому в гимназии была разработана авторская программа «Школа Здоровячка» (авторы Литасова Л.Ю., Родионова Ю.В. .) для 1-4-х классов.

 

В программе отражена специфика проведения занятий в начальной школе по проблеме здоровьесбережения и здоровьеформирования. Дети узнают об использовании здорового питания, двигательных режимах, с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, о необходимости в занятиях физической культурой и спортом. Помимо этого обучающиеся научатся соблюдать режим дня, согласованный с родителями, врачом, учителем. Обучающиеся изучая данный курс, научатся вести себя в разных жизненных ситуациях.

Читать далее...

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»