Развитие коммуникативных компетенций детей

 
Притчина

Татьяна Владимировна

учитель начальных классов гимназии №13

города Новосибирска

 

 

сайт гимназии

Развитие коммуникативных компетенций детей

 

«Развитие коммуникативных компетенций детей младшего школьного возраста средствами внеурочной деятельности»

Презентация по данной теме

Младший школьный возраст, а именно 7 лет, время, когда ребенок начинает познавать школьные науки, представляет большие возможности для развития коммуникативных компетенций при условии создания условий для этого. Именно способность к коммуникации дают основу чувствам, переживаниям, позволяют проявлять эмоциональный отклик и развивать самоконтроль у младших школьников.

Цель исследования: разработать программу внеурочной деятельности школьников «Я. Ты. Мы. Вы. Они» для формирования коммуникативных компетенций у младших школьников.

Объект - процесс развития коммуникативных компетенций у младших школьников.

Предмет исследования – методические пути, средства и приемы организации внеурочной деятельности по развитию коммуникативных компетенций у младших школьников.

Коммуникативные компетенции можно сформировать не только в урочной деятельности, а с большей вероятностью, в специально организованных видах деятельности детей во внеурочное время, когда возможности создания различных ситуаций взаимодействия людей вариативны и доступны.

 

Гипотеза: развитие коммуникативных компетенций у младших школьников будет успешнее, если реализуются следующие условия:

- используются методы (беседа, творческие и сюжетно-ролевые игры, создание и постановка проблемных ситуаций, моделирование, проигрывание и анализ ситуации речевого общения), обеспечивающие повышение уровня речевого развития детей младшего школьного возраста и приемы (составление диалога, анализ текста, устные пересказы и рассказы, словесное иллюстрирование, создание речевых ситуаций, инсценирование, дискуссии, коллизии), направленные на развитие способности ученика решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных ситуациях общения;

- используются средства (учебные пособия, настольные игры, игрушки, плакаты, дидактические карточки, диски и др.);

- осуществляется мониторинг сформированности коммуникативных компетенций у младших школьников в динамике с помощью диагностик.

Задачи:

  • обозначить ключевые аспекты необходимости и актуальности формирования у каждого обучающегося начальной школы коммуникативных компетенций, необходимых для современного информационного общества;

  • провести анализ основных понятий исследования: «коммуникативные  компетенции», «внеурочная деятельность»;

  • описать организационные модели внеурочной деятельности младших школьников при формировании коммуникативных компетенций;

  • проанализировать педагогические условия развития у младших школьников коммуникативных компетенций;

  • составить перечень психолого-педагогических диагностик, отслеживающих уровень развития коммуникативных компетенций у младших школьников;

  • разработать программу внеурочной деятельности по развитию коммуникативных компетенций у младших школьников «Я. Ты. Мы. Вы. Они».

Анализ проблемы развития коммуникативных компетенций у младших школьников показал, что

  • официальные документы подтверждают государственную значимость этой проблемы; (Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа», в 2009 году выходит приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ФГОС НОО).)

  • общественную значимость проблемы подтверждают статистические данные показателей речевого развития современных детей;

Исследования О.Н. Мостова, И.Н.Агафонова позволили выявить три типа детей 1-2 класса с точки зрения стиля их общения.

  1. Эгоцентричный (18%)

  2. Неуверенный тип (32%)

  3. Дружелюбный (около 50%)

Первые две группы отличает низкий уровень успешности в общении. Дети испытывают наибольшие затруднения в развитии вербальной стороны коммуникативных умений.

Третью группу отличает ярко выраженная позитивная Я-концепция и наличие положительного отношения к одноклассникам.

  • научные исследования отражают попытки найти выходы из сложившейся ситуации: недоразвитие (или нарушения в развитии) коммуникативно-речевых способностей детей дошкольного возраста приводит к значительным трудностям в школьном обучении, а в дальнейшем к проблемам социализации и общения в повседневной жизни;

  • анализ наблюдаемых уроков в начальных классах и конспектов уроков, представленных в различных изданиях, показал недостаточность разработанных приемов формирования коммуникативных компетенций в урочное время.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении условий по развитию коммуникативных компетенций при организации внеурочной деятельности у младших школьников с учетом закономерностей функционирования речевой деятельности современного ребенка.

Анализ проблемы развития коммуникативных компетенций у младших школьников доказал необходимость разработки и описания методических путей, средств и приемов организации внеурочной деятельности, создания специальных педагогических условий по формированию коммуникативных компетенций у младших школьников. Воспитание нравственного человека, готового к активному взаимодействию с окружающим миром, инициативного, самостоятельного, владеющего навыками сотрудничества в разных видах деятельности - приоритетная задача образования на современном этапе.Комплексно это можно сделать, разработав программу факультативного курса по развитию коммуникативных компетенций «Я. Ты. Мы. Вы. Они», реализуя которую во внеурочной деятельности, можно получить положительные результаты.

 

 

Читать далее...

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»